Неопалимая Купина

 

   В экспозиции выставки Неопалимая Купина вниманию зрителей представлены иконы Богородичной иконографии, старопечатные и рукописные книги XVII - нач. XX в.в. из фондов Донецкого республиканского художественного музея. 

   В составе выставки отражены особенности различных иконописных школ: Слобожанщины, Полтавщины, Черниговщины, Волыни, Галиции, Русского Севера, Центральных районов России, старообрядческих − Мстеры и Ветки. 

   Выразительницей темы проекта является написанная на рубеже XVIII - XIX в.в. ветковским мастером по сплошной позолоте прекрасная икона «Богоматерь Неопалимая Купина» − одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. 

   Во все времена чтимая полководцами как защитница Руси от вражеских нашествий «Богоматерь Знамение Курская-Коренная», написанная в России в последней трети XVIII в., привлекает внимание зрителей праздничной нарядностью колорита и виртуозным мастерством исполнения.

   Редкий извод «Богоматери Умягчение злых сердец», созданный в 1777 г. предположительно на Полтавщине, объединил в себе драматическую эмоциональность барокко с изяществом стиля рококо. 

   Жестом распростертых рук благословляет с небес золотое поле ржи со снопами «Богоматерь Спорительница Хлебов» на иконе, написанной провинциальным художником в самом начале ХХ в. на Слобожанщине. Святыня прославляет Богородицу как помощницу при финансовых трудностях и хранительницу труда земледельцев.

   Торжественно-сдержан колорит списка иконы «Богоматерь Владимирская с евангельскими сценами и святителями на полях», выполненного в 1882 г. известным московским иконописцем Я. М. Ручкиным с оригинала первой четверти XVI в., находящегося в Успенском соборе Московского Кремля. 

    Круг старинных богослужебных книг и так называемых четьих книг, жанрово широк и разнообразен. Экспонаты иллюстрируют типографские традиции Украины и России, в частности: Московского печатного двора, Московской старообрядческой книгопечатни, типографии Кафедрального Чудова монастыря, типографии Свято-Троицко-Введенской церкви единоверцев, походной типографии князя Григория Потемкина, типографии Почаевской Успенской Лавры и Киево-Печерской Успенской Лавры.

    Древнейшими реликвиями музейной коллекции являются отпечатанные в 1646 г. − «Каноник» и в 1648 г.− «Октоих». Ценным художественно-историческим достоянием собрания являются рукописная, с узорчатыми заставками и инициалами изысканного письма «Минея Четья», вручную украшенная древним изографом бесхитростным изображением темперой иконы «Богоматерь Феодоровская», и редкий старообрядческий конвалют рукописей ореховыми чернилами «Тифология» с искусно выписанным киноварью и серебром буквицами (вторая пол. XIX в.). 

    Ощущение благоговения перед величием христианской веры несут большие, мастерски оформленные фолианты с прекрасными гравюрами и буквенно-цифровыми филигранями на добротной бумаге «верже», выпущенные Московской Синодальной типографией: «Поучительное Евангелие» (1785 г.), «Минея Праздничная» (1803 г.), напрестольное «Евангелие» (первая пол. ХІХ в.). 

    У знатоков-библиофилов вызывает значительный интерес малораспространенное издание, известное в среде исследователей как «Апостолъ тетръ», в колофоне которого указано, что отпечатан он был в 1791г. в Яссах «по дозволению его светлости князя Григория Александровича Потемкина Таврического».

    Две богато иллюстрированные и разнообразно украшенные брошюры в одном переплете «Служба с Акафистом Успению Пресвятой Богородицы» и «Служба с Акафистом святой великомученице Варваре», изданные в типографии Киево-Печерской Лавры в ХІХ в., являются библиографической редкостью, так как борьба с церковной книгой была особенно беспощадной в центральных областях Украины и подобные издания были попросту уничтожены.Бесспорно, интересными являются книги, отпечатанные в конце ХІХ-нач. ХХ в.в. в типографиях старообрядцев-раскольников, которые непоколебимо хранили традиции древней христианской культуры и свои издания печатали по образчикам книг дониконовских времен.

    Санкт-Петербургское издание «Библии в картинах знаменитого художника Густава Дорэ» (1897 г.) уже боле сотни лет является одним из лучших изданий иллюстрирующих библейские события.

 

 

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения