Назад к списку

Донецкий художественный музей восстановил картину известного художника В.И.Забашты

Каждый экспонат, поступающий в музей, имеет свою историю. В январе этого года наши сотрудники находились в студии Первого Республиканского канала для записи телепередачи о музее. В студийном коридоре Донецкого Республиканского телерадиоцентра они и увидели это большое полотно. Сюжет картины, подписанной автором – известным художником Василием Ивановичем Забаштой, заинтересовал музейщиков, которые отметили также и ее неудовлетворительное состояние. Работу нужно было спасать, и мы предложили руководству телецентра передать ее на постоянное хранение и реставрацию в Донецкий Республиканский художественный музей. Седьмого апреля, благодаря взаимодействию Министерства культуры и Министерства информации Донецкой Народной Республики, картина была доставлена в музей, где ею сразу занялась художник – реставратор Виктория Сотникова.


 В процессе реставрации были устранены деформация и провисание полотна, его общее загрязнение от времени, прорывы холста разной величины, осыпи красочного слоя. Также был отремонтирован поврежденный подрамник и отреставрирована багетная рама, имевшая утраты лепнины. Таким образом, картине был возвращен экспозиционный вид. Научным сотрудникам удалось найти подтверждение того, что картина «Семен Гулак – Артемовский и Михаил Глинка», созданная в 1951г., является дипломной работой народного художника Украины В. И. Забашты, который в 1951году окончил живописный факультет Киевского художественного института, и в дальнейшем получил широкую известность как самобытный мастер историко – жанровой картины, а также пейзажист. На полотне изображены прославленный русский композитор Михаил Иванович Глинка и украинский композитор и певец Семен Степанович Гулак – Артемовский. Известно, что Глинка, находясь 1838 году в Киеве, обратил внимание на молодого Гулака – Артемовского, обладавшего прекрасным голосом, и предложил ему переехать в Петербург, где сам обучал его вокалу, готовя для оперной сцены. Певец стал первым исполнителем партии Руслана в московской премьере оперы Глинки «Руслан и Людмила» в Большом театре в 1846 г. Композитора и певца, сделавшего успешную карьеру в российских и европейских театрах, связывала большая творческая дружба. С большой вероятностью можно предположить, что дама, изображенная на первом плане картины – Екатерина Ермолаевна Керн, дочь известной Анны Петровны Керн, которой Пушкин посвятил лирическое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Глинку и Екатерину Ермолаевну связывало большое личное чувство и именно ей 1839году он посвятил романс на эти стихи великого поэта. Так в одном произведении переплелись судьбы матери и дочери, ставших музами великого поэта и великого композитора. Возможно, на картине изображен момент домашней репетиции, предшествующей концертному исполнению этого романса.