Роман Фёдорович Ефименко (1916-1996) – советский художник-график, плакатист и иллюстратор, родился в селе Клепалы Сумской области. В 1935 году закончил рабфак Белоцерковского сельскохозяйственного института. Участник Великой Отечественной войны, в 1942 году попал в плен и почти три года был узником концентрационных лагерей в Вевельсбурге и Бухенвальде (Германия).
В лагере Роман Ефименко стал членом интернационального подпольного комитета сопротивления. По его заданию, чтобы заклеймить преступления нацистов против человечности, создал в 1944 году ряд рисунков о страшном быте заключенных, героях и жертвах фашизма. Эти рисунки впоследствии стали основой для созданного им «Бухенвальдского цикла» – важнейшей в творческой биографии художника серии графических произведений.
В рисунке «Пасмурный день. Бухенвальд» изображена часть большого концлагеря для заключенных. Справа возвышается фрагмент забора из колючей проволоки с маленькими лампами, светившимися по ночам. Забор находился под током высокого напряжения. К забору примыкает огромный заснеженный плац для перекличек, на котором могло выстроиться до 20 000 заключенных.
В глубине листа к забору примыкает низкое каменное строение – карцер. В нем было приблизительно двадцать узких одиночных камер, в которых СС могла без какого-либо контроля проводить свои садистские допросы и пытки. Многие из товарищей художника, которые попадали в карцер, не возвращались обратно.
За карцером громоздится сторожевая вышка №1. Это – главная вышка, построенная по аналогичному для всех германских концентрационных лагерей плану. Она была выше остальных и находилась непосредственно над воротами лагеря.
Все сторожевые вышки были трехэтажными. В двух нижних этажах находились общие помещения, где решалась судьба многих узников, и спальни охраны. Верхний этаж был открыт с трех сторон, и на нем день и ночь дежурил часовой-эсэсовец, вооруженный автоматом и имевший, кроме того, в распоряжении пулемет, всегда изготовленный к стрельбе и направленный на лагерь. На крыше вышки над верхней площадкой просматривается вращающийся прожектор, который освещал забор и лагерь.
Большие ворота под вышкой закрывались железной решеткой. Каждый день утром и вечером через эти ворота выходили и входили тысячи заключенных. Мастер изображает большую рабочую колонну, направляющуюся к плацу для переклички мимо виселицы с фигурой повешенного и крематория с моргом, построенного в 1940 году. В композиции рисунка доминирует труба крематория с изгибающимся столбом черного чадного дыма на фоне пасмурного неба. Стая хищных птиц усиливает драматическое напряжение, переданное художником в этом зловещем изображении нацистского лагеря.
Ефименко Р.Ф., «Пасмурный день. Бухенвальд»,
бумага, перо, тушь, 420х560.