МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ДОНБАССКИЙ ИЗОМАРАФОН «ПЛАКАТ - ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ДОНБАССКИЙ ИЗОМАРАФОН «ПЛАКАТ - ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ». ВОЛГОГРАД
Июльский выпуск межрегионального культурно – просветительского проекта «Донбасский изомарафон «Плакат - оружие Победы», посвященного 80-летию со Дня освобождения Донбасса представляют работы Донецкого республиканского художественного музея и Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова.В собрании Волгоградского музея изобразительных искусств хранится обширная коллекция живописных, графических и скульптурных произведений, предметов декоративно-прикладного искусства. В музее представлены живописные произведения отечественных художников, относящиеся к XVIII-началу XX веков: Карла Брюллова, Василия Тропинина, Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Константина Коровина, Николая Рериха, Филиппа Малявина и других известных живописцев. Среди русских графических произведений того же периода выделяются работы Андрея Ухтомского, Ореста Кипренского, Петра Соколова, Ивана Шишкина, Александра Бенуа, Валентина Серова, Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Кончаловского, Михаила Яковлева, Алексея Пахомова, Александра Дейнеки, Исаака Бродского и других.В залах музея можно увидеть работы скульпторов: Петра Клодта, Евгения Лансере, Анны Голубкиной, Евгения Вучетича, Владимира Цигаля, Веры Мухиной, Сергея Коненкова, Зураба Церетели.В собрании музея хранятся живописные полотна голландских, французских, итальянских и немецких авторов период XVII–XX веков, а также графические, скульптурные произведения, предметы декоративно-прикладного творчества.Отдельно стоит упомянуть об интерактивной экспозиции, посвященной Машкову, здесь посетители могут ознакомиться с реконструкцией утраченной мастерской художника, его живописными и графическими произведениями, сохранившимися фотографиями, материалы дополняются видеоинсталляциями, дающей представление о творчестве художника, его личности и судьбе.Официальной датой образования музея изобразительных искусств в городе считается 1960 год. Гордостью музея является собранная обширная коллекция произведений Ильи Машкова, уроженца Волгоградской области, чьи работы получили признание не только в нашей стране, но и с успехом экспонируются на зарубежных выставках. Она занимает особое место в экспозиции, с 2010 года музей носит имя талантливого художника.Фенин Виктор Дмитриевич (1950). За нашу Советскую Родину! Плакат. 1983. Волгоградская обл., г. Волжский Картон, гуашь. 100х70 см. Из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова.Виктор Дмитриевич Фенин – родился в 1950 году, художник – график, плакатист, окончил в 1974 году художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. С 1983 года член Союза Художников России. Специализация - плакатная графика.Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. За время работы главным художником ОАО «Волтайр» принял участие в разработке фирменного стиля предприятия, а также под его руководством успешно воплощены многочисленные проекты выставочных стендов на многих престижных международных выставках (Франция, Бельгия, Германия).Макеты плакатов В. Д. Фенина хранятся в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. И. Машкова.Иванов В.С. Блокада Ленинграда прорвана. 1943, бумага гуашь уголь тушь. Из собрания Донецкого республиканского художественного музея.Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — блокада продолжалась 872 дня. В литературе и на памятниках встречается округление — 900 дней и ночей.К началу блокады в городе находилось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро, находившийся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, а также военно-морских сил противника, действовавших на озере. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате этого начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди его жителей.После прорыва блокады в январе 1943 года снабжение города было постепенно нормализовано и уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать «нормы продовольственного снабжения военного времени», установленные для других промышленных центров страны. Однако осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до января 1944 года. В январе - феврале 1944 года советские войска провели Ленинградско-Новгородскую операцию, в результате которой противник был отброшен на 220 -280 километров от южных рубежей города. В июне - августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня взяли Выборг, а 28 июня -Петрозаводск. 27 января - день, когда Ленинград был полностью освобождён от блокады в 1944 году -является одним из дней воинской славы России.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ДОНБАССКИЙ ИЗОМАРАФОН «ПЛАКАТ - ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ». САРАТОВ
В Донецком республиканском художественном музее проходит межрегиональный культурно-просветительский проект «Донбасский изомарафон «Плакат - оружие Победы» приуроченный к 80 – летию освобождения Донбасса от немецко – фашистских захватчиков.Проект рассказывает нам о том, как искусство в годы Великой Отечественной войны, вместе со всей страной, направилось на общую цель укрепляя дух и веру людей в победу.Шестой участник Донбасского изомарафона «Плакат – оружие Победы» «Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы».Сегодня мы представляем вашему вниманию плакат Виктора Иванова «Мщение и смерть злодеям немцам!» (из фондов ГБУ «ДРХМ») и Виктора Корецкого «Будь героем!»Донбасс стал тем регионом, который на себе познал все ужасы войны. В начале Великой Отечественной войны овладение Донбассом вошло в число приоритетных задач, поставленных Гитлером перед вермахтом.В результате ожесточённых боев за Донбасс, разгоревшихся осенью 1941 года, вопреки отчаянному сопротивлению советских войск, 20 октября 1941 года немецкие и итальянские войска вошли в Сталино. Началась оккупация Донбасса, растянувшаяся на долгие 700 дней. В годы оккупации Донбасс понес огромные материальные разрушения, чудовищные человеческие жертвы. По неточным подсчетам в Донецкой области было уничтожено 220 тысяч мирных жителей, в том числе 30 тыс. евреев, 150 тысяч военнопленных, 252239 тысяч жителей были угнаны в Германию и стали остарбайтерами. Символами трагедии Донбасса стали Стена плача в меловой штольне г. Артемовска, Белый карьер и шурф шахты 4–4 бис в г. Донецке.Несмотря на жесточайшие репрессии, покорить жителей Донбасса нацистам так и не удалось – сопротивление продолжалось в течение всего времени оккупации.Именно о репрессиях против мирного населения и преступлениях нацистов на оккупированных территориях, а также о необходимости мщения за страдания мирного населения рассказывает нам плакат Виктора Иванова «Мщение и смерть злодеям немцам!»Иванов Виктор Семенович (1909–1968) - выдающийся советский плакатист, живописец, художник кино. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Член-корреспондент АХ СССР (1958). Награжден Государственными премиями СССР (1946, 1949). Наиболее известен как мастер политических плакатов. За свою жизнь создал более 300 работ на различные темы, многие из которых вошли в золотой фонд советского плаката.Виктор Семенович Иванов учился в московской Изопрофшколе (1926), Московском изотехникуме памяти 1905 года (1926–1929) у Е. Н. Якуба, в студии Д. Н. Кардовского в Москве (1928–1929), в 1933 году окончил отделение кино ленинградского ИНЖСА по специальности художник-постановщик, учился у М. П. Бобышова, Б. В. Дубровского-Эшке. В 1930-е – художник Виктор Иванов сотрудничал с «Ленфильмом». Начиная с 1933 года оформлял кинофильмы на студиях «Мосфильм» и «Межрабпомфильм»: «Честь» Е. В. Червякова (1938), «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма (1939, совместно с Дубровским-Эшке), «Парень из Тайги» О. И. Преображенской, И. К. Правова (1941), «Дорогой бессмертия» (1957). С середины 1930-х годов жил и работал в Москве, с 1934 – участник многих крупных выставок. Занимался главным образом, агитационно-политическими и социальными плакатами. В довоенные годы сделал около двух десятков плакатов.Лучшие военные плакаты Иванова отличаются публицистической страстностью, конкретным раскрытием темы. Своей пронзительной эмоциональностью, острыми характерами героев, иногда трагическому восприятию действительности его плакаты не оставляют зрителя равнодушным. Плакаты Иванова скорее напоминают жанровые картины военного времени, но благодаря большей лаконичности, в том числе и цветового строя, всё же остаются плакатами.Очередным участником Донбасского изомарафона «Плакат - оружие Победы» стал ГАУК «Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы».Саратовский историко-патриотический комплекс "Музей боевой и трудовой славы" расположен в одном из живописных уголков города Саратова в Парке Победы на Соколовой горе. В музее представлены: уникальная в Поволжском регионе выставка военной техники и вооружения под открытым небом, экспозиция «Трудовая слава Саратовской области, экспозиция «Трагедия и подвиг. Век ХХ», «Поезд милосердия» в военно-санитарном вагоне. В фондах музея собрано 26 645 единиц хранения, среди которых: реликвии, связанные с жизнью и деятельностью саратовцев, участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, тружеников тыла, участников локальных войн и вооруженных конфликтов; знамена, награды, вооружение и техника, предметы обмундирования и снаряжения отечественных Вооруженных Сил и армий других государств, в том числе и трофейные и многое другое.Теме защиты мирного населения, остающегося в тылу и важности веры в победу, которая живет в сердцах родных и близких уходящих на фронт воинов, посвящен плакат Виктора Корецкого «Будь героем!» предоставленный музеем для нашего изомарафона.Корецкий Виктор Борисович (1909–1998) - советский художник-график, живописец, фотограф. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР (1964). Известен, главным образом, как выдающийся мастер плаката. За свою жизнь создал около семисот листов на различные темы, прежде всего – политическую.Начал образование в Москве, в средней изопрофшколе (1922–1929). В конце 20 – начале 30-х годов пробовал себя в живописи и создал галерею портретов артистов и театральных деятелей. С 1931 года постоянно работал в области социального и политического плаката.В годы Великой Отечественной войны Виктор Корецкий создал свыше сорока плакатов и листовок. В своих плакатах в ярких и запоминающихся образах выразил чувства и чаяния советского народа. Плакаты этого времени отличают публицистическая страстность и ненависть к фашистским захватчикам. Эмоциональное и психологические воздействие работ художника Корецкого на воинов Красной Армии было столь высоко, что по некоторым сведениям, его творчество высоко оценили идеологи нацизма и Виктор Борисович Корецкий был в списке личных врагов фюрера, наряду с Кукрыниксами, Владимиром Гальбой и другими художниками.Виктор Корецкий с Николаем Долгоруковым и Алексеем Кокорекиным шефствовали над одним из авиационных полков, действовавших на Смоленщине. Художники выезжали туда, в качестве фронтовых художников и оформляли альбомы, стенгазеты эскадрилий, делали плакаты и рисунки-портреты летчиков, радистов, простых солдат.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ДОНБАССКИЙ ИЗОМАРАФОН «ПЛАКАТ - ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ». ПЕНЗА
В Донецком республиканском художественном музее проходит межрегиональный культурно-просветительский проект «Донбасский изомарафон «Плакат - оружие Победы» приуроченный к 80-летию освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.Пятый участник Донбасского изомарафона «Плакат – оружие Победы» Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого.Галерея была открыта 1 января 1892 году. В основу положена коллекция русского и зарубежного искусства, подаренная городу пензенским губернатором Н.Д, Селиверстовым. Имя академика живописи, известного художника передвижника К.А. Савицкого присвоено галерее в 1955 году. В настоящее время коллекция галереи составляет более 14 тысяч произведений, в их числе: картины Ф. Рокотова, Д. Левицкого, Л. Миропольского, И. Макарова, И. Репина, К. Флавицкого, И. Айвазовского, И. Шишкина, К. Маковского, А. Саврасова, А. Боголюбова, И. Левитана, А. Куинджи, Н. Гончаровой, К. Коровина, А. Лентулова, Р. Фалька. В залах зарубежного искусства экспонируются полотна Я. Виньяли, А. ван Остаде, М. Хоббемы, С. Люттихейса, Я. Янсенса, П. Миньяра, Ф. К. Винтерхальтера. Разнообразна коллекция искусства советского периода и современного искусства России.В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Пензенская область развивалась как мощная тыловая база, обеспечивающая армию боеприпасами, снаряжением, продовольствием, воинскими формированиями, медицинским обслуживанием.Плакат Мордовина Николая Михайловича «День Победы» 1981., бумага на картоне, темпера, из коллекции Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.Николай Михайлович Мордовин - художник-график, скульптор, монументалист, плакатист, лауреат премии Пензенского комсомола. Родился в 1946г. В 1963 г. окончил детскую художественную школу №1 при Пензенском художественном училище (преподаватель Захарова З.А.). Далее служба в армии, учеба в пензенском художественном училище (преподаватели: Иоденис Э.С., Скоробогатова Л.Н., Жаков Г.В.) В 1971 г. защитил диплом с похвалой госкомиссии (председатель Савостюк Олег Михайлович – чей плакат представлен Донецким республиканским художественным музеем далее). С 1972 г. - студент Харьковского художественно-промышленного института (кафедра профессора Вихтинского В.И.). Графические и плакатные работы печатались в журналах, в издательстве "Плакат" г. Москва многочисленным тиражом. После окончания института живет в Пензе, работает в художественном фонде. В 1983 г. был принят в Союз художников СССР. Участник многочисленных, международных, всесоюзных, республиканских зональных и областных выставок. Работы Мордовина Н.М. находятся в Пензенской картинной галерее, закуплены министерством культуры России, а так же в частных коллекциях многих зарубежных стран.Плакат «День Победы» 1981 года – это советский плакат, посвященный Дню Победы, представляющий собой изображение руки-голубя как символа мира на голубом небе. Рука держит Орден «Победы», который излучает радугу.Знак ордена «Победа» представляет собой пятиконечную рубиновую звезду, окаймлённую бриллиантами. В промежутках между концами звезды расходящиеся лучи, усеянные бриллиантами. Середина звезды представляет собой круг, покрытый голубой эмалью, окаймлённый лаврово-дубовым венком. В центре круга золотое изображение кремлёвской стены с мавзолеем Ленина и Спасской башней в центре. Над изображением надпись белыми эмалевыми буквами «СССР». В нижней части круга на красной эмалевой ленточке надпись белыми эмалевыми буквами «ПОБЕДА». Орден «Победа» — это высший военный орден СССР, учреждённый указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года об учреждении ордена «Победа». Кроме всего прочего, эта высшая полководческая награда является самой редкой и самым дорогой в мире.Плакат Савостюка Олега Михайловича и Успенского Бориса Александровича " Мы думали, люди, о вас" (центральная часть триптиха) 1968., бумага, гуашь, из собрания Донецкого республиканского художественного музея.Олег Михайлович Савостюк (30.12.1927-03.05.2021) – советский и российский график, плакатист, педагог, профессор. Действительный член Российской Академии художеств (с 2009 года), член Союза художников СССР (с 1953 года), далее член Союза художников России.Родился в 1927 году в Москве. В 1953 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, мастерскую М.М. Черемныха и Н.А. Пономарева.В период с 1953 по 1963 годы создает общественно-политические плакаты, сотрудничая в издательстве «Изогиз». Работает в соавторстве с Б. А. Успенским до середины 1980-х годов. В 1957-1980-е художник мастерской «Агитплакат» Союза художников СССР. Работы художника выставляются во многих городах России и за рубежом. В 1960-1980-е годы Олег Савостюк создает театральные афиши, главным образом, к балетным спектаклям Большого театра. Он создает фирменный стиль рекламы Большого театра, а также огромное количество афиш и плакатов к балетным спектаклям театра, которые вошли в золотой фонд отечественного оформительского искусства.С 1962 Олег Михайлович занимается преподавательской деятельностью в мастерской плаката Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, с 1982 года — профессор. Более тысячи учеников Олега Савостюка нашли свое место в искусстве и гордятся, что он был их учителем.С 1963-1990 годы исполняет плакаты для издательств «Изогиз», «Советский художник», «Советская Россия», «Плакат» и др.В 1970 году художнику присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1973 награжден Серебряной медалью студии им. М. Б. Грекова. В 1980 Олегу Михайловича присвоено звание «Народный художник РСФСР».Произведения Олега Михайловича Савостюка хранятся в ведущих музеях России, а также в частных коллекциях за рубежом.Борис Александрович Успенский (12.07.1927-28.09.2005) - советский и российский художник, живописец, график, плакатист, педагог, профессор. Член Союза художников СССР (1953 года), далее член Союза художников России, действительный член Российской Академии художеств (2001), кавалер Ордена Дружбы (1997).Родился в 1927 году в Москве. Окончил Московское художественно-педагогическое училище памяти 1905 года (1942–1947), затем Московский Государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (1947–1953).С 1951 года художник-плакатист, работал для издательств «Изогиз», «Искусство», «Плакат», мастерской «Агитплакат». С момента окончания института Борис Александрович постоянный участник выставок – всесоюзных, всероссийских, московских, зарубежных, международных, персональных. Работал в различных жанрах – плакате, станковой графике, живописи. Многие плакаты выполнил совместно с О. М. Савостюком, иногда сотрудничал с В. Б. Корецким и К. К. Ивановым. С 1966 года занимается преподавательской деятельностью, с 1984 года — профессор.В 1970 году художнику присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1973 награжден Серебряной медалью студии им. М. Б. Грекова. В 1980 Борису Александровичу присвоено звание «Народный художник РСФСР».С девяностых годов работал, в основном, в области станковой графики.Графические работы и плакаты Бориса Александровича Успенского находятся во многих музеях России и за рубежом.Плакат «Мы думали, люди, о вас» 1968 года представляет собой изображение цветущей планеты с цифрами «1945» на заднем плане, и воина Красной армии в центральной части переднего плана. На груди воина светится Орден Славы.Орден Славы — это военный орден СССР, учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 «Об учреждении ордена Славы I, II и III степени». Знак ордена Славы представляет собой пятиконечную звезду. Поверхность лучей звезды слегка выпуклая. На лицевой стороне в средней части звезды — круг-медальон с рельефным изображением Кремля со Спасской башней в центре. По окружности медальона — лавровый венок. В нижней части круга выпуклая надпись «СЛАВА» на красной эмалевой ленточке. Знак при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, покрытой шёлковой муаровой лентой. На ленте пять продольных равных по ширине чередующихся полосок: три чёрного и две оранжевого цвета. По краям лента имеет по одной узкой оранжевой полоске. Плакат олицетворяет победу советского воина в Великой Отечественной войне, и очищение планеты от фашизма. Впереди счастливое будущее!
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ДОНБАССКИЙ ИЗОМАРАФОН «ПЛАКАТ - ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ»
В Донецком республиканском художественном музее проходит межрегиональный культурно-просветительский проект «Донбасский изомарафон «Плакат - оружие Победы» приуроченный к 80-летию освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.Четвертый участник Донбасского изомарафона «Плакат – оружие Победы» Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве.Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве — старейший музей на территории Северного Кавказа. Датой основания музея считается 24 февраля 1905 г., когда он был учрежден губернским статистическим комитетом как музей Северного Кавказа краеведческого профиля. Основу музея составили археологические и этнографические коллекции известного общественного деятеля, краеведа, этнографа и археолога Григория Николаевича Прозрителева (1849-1933). Параллельно и одновременно с губернским краеведческим музеем был основан городской музей учебных наглядных пособий. Инициатором его создания выступил нотариус, общественный деятель, гласный городской думы Георгий Константинович Праве (1862-1925) .Существование в Ставрополе двух типов музеев, краеведческого и учебного, отражало общие тенденции развития музейного дела в России. В 1927 г. музей Северного Кавказа и городской музей учебных наглядных пособий были слиты в одно учреждение, расположившееся в здании бывших торговых рядов, где музей находится и поныне. Сегодня - это Ставропольский государственный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.На сегодняшний момент основной фонд музея насчитывает 264 666 единиц, научно-вспомогательный - 63 360 единиц хранения.В годы Великой Отечественной войны Ставрополье подверглось немецкой оккупации. Немецкие войска вторглись в край 2 августа 1942 года и к концу месяца оккупировали практически всю его территорию. Захватчики установили «новый порядок»: ввели комендантский час с 7 часов вечера до 4 часов утра, наравне с рублем к оплате стали приниматься германские рейхсмарки и пфеннинги, названия населенных пунктов и учреждений писались на двух языках – немецком и русском, лечение в больницах и обучение детей в школах стали платными, все мирное население обязывалось выходить на принудительные работы. С первых дней оккупации проводились массовые расстрелы мирного населения. За пять с половиной месяцев в крае погибло более 32 тысяч человек. Территория Ставропольского края была освобождена от оккупантов в период с 4 по 25 января 1943 года.Плакат А. И. Чеботарева «Сокращение линии фронта… «В порядке эластичной обороны…»», издательство газеты «Ставропольская правда», Ставрополь, 1943 год, из собрания Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве – яркий пример сатирического плаката в годы Великой Отечественной войны.Во время борьбы с фашизмом, наряду с героическим плакатом, воевал и сатирический плакат, который в карикатурной форме высмеивал врага и разоблачал его человеконенавистническую натуру. Сатирический образ Гитлера полный гневного разоблачения стал одним из важнейших средств агитации и пропаганды. Высмеивание Гитлера как вождя нацисткой Германии превратилось не просто в злую пародию, а в издевательство над сущностью Гитлеровского режима. Он был основной мишенью советских карикатуристов — сатириков и считался непосредственным олицетворением фашизма. Его высмеивали как военного стратега, как политика и как человека.Плакат Иванова Виктора Семеновича «Служу Советскому Союзу!» 1958 г., бумага, гуашь, акварель, из собрания Донецкого республиканского художественного музея.Виктор Семёнович Иванов (11.11.1909–26.11.1968) – выдающийся советский график, живописец, плакатист, художник кино. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Член-корреспондент АХ СССР (1958). Награждён Государственными премиями СССР (1946, 1949). Наиболее известен как мастер политических плакатов, за свою жизнь создал более 300 листов на различные темы, многие из которых вошли в Золотой фонд советского плаката.Художник Иванов, начиная с 1933 года, оформлял кинофильмы на студиях «Мосфильм» и «Межрабпомфильм».Во время войны выполнил более ста плакатов, несколько работ в соавторстве со своей женой – художницей Ольгой Буровой. В 1941–1943 годах участвовал в выпуске знаменитых оборонных плакатов «Окна ТАСС».В послевоенные годы продолжил успешно работать в качестве художника-плакатиста, создавал плакаты на темы политики, индустрии и спорта. Его плакаты издавались в издательствах ИЗОГИЗ, «Советский художник» и «Искусство». Занимался живописью, выполнил ряд станковых произведений. Участвовал практически во всех крупных выставках.Плакаты Виктора Семеновича отличаются публицистической страстностью, конкретным раскрытием темы. Своей пронзительной эмоциональностью, острыми характерами героев, иногда трагическому восприятию действительности его плакаты не оставляют зрителя равнодушным. Плакаты Иванова скорее напоминают жанровые картины военного времени, но благодаря большей лаконичности, в том числе и цветового строя, всё-же остаются плакатами.Живописные работы и плакаты художника В. С. Иванова находятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Государственном Русском музее, Российской государственной библиотеке (бывшей им. В. И. Ленина), Центральном музее Вооружённых Сил и Центральном музее Великой Отечественной войны, Научной библиотеке Российской Академии художеств, Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Одесском художественном музее, фондах Самарского областного историко-краеведческого музея и Саратовского художественного музея, во многих частных собраниях России, Великобритании, Германии, Франции.Плакат «Служу советскому союзу!» 1958 г., представляет собой оплечное изображение в фас молодого солдата в каске. Глаза скошены вправо. Слева видна часть штыка. Изображение дано на красном фоне с серпом и молотом, и звездой слева на нем. Данный военно-патриотический плакат - это наглядное пособие для будущих защитников отечества. Он представляет собой наглядное пособие, олицетворяющее военную службу, как гордость и почетную обязанность каждого советского гражданина.«Служу Советскому Союзу!» — уставная фраза, которую полагалось произносить перед строем военнослужащим Вооружённых Сил СССР при объявлении поощрения, представлению к очередному званию, зачитыванию благодарностей командования и в других торжественных случаях. Данное приветствие было введено Уставом Внутренней Службы РККА (приказ № 260 от 21 декабря 1937 г.) Статья 31 Устава: «Если начальник благодарит — воинская часть или отдельные военнослужащие отвечают: «Служим (служу) Советскому Союзу».Плакаты послевоенных лет проникнуты героическим пафосом строительства могущественной державы, страны недавно победившей нацизм и освободившей от него Европу. Большинство сюжетов плакатов, как раз соответствуют исторической действительности, – они отклик на события. Любой гражданин великой страны, увидевший подобный плакат, был уверен, что Советская армия самая сильная в мире, и сон ее детей надёжно охраняется.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ДОНБАССКИЙ ИЗОМАРАФОН «ПЛАКАТ - ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ». Севастопольский художественный музей М. П. Крошицкого
В Донецком республиканском художественном музее проходит межрегиональный культурно-просветительский проект «Донбасский изомарафон «Плакат - оружие Победы» приуроченный к 80-летию освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.Третий участник Донбасского изомарафона «Плакат – оружие Победы» Севастопольский художественный музей М. П. Крошицкого.Датой основания музея принято считать 6 ноября 1927 года. Именно в этот день открылась Севастопольская картинная галерея. Ныне в коллекции Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого — уникальной по разнообразию, художественным достоинствам и истории комплектования — более 10 000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных талантом, умом, умелыми руками мастеров XVI-XXI веков.В фондах Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого на ряду с другими музейными предметами хранятся более 500 советских плакатов разных лет и разной тематики. Однако, наибольшую ценность представляют плакаты, посвященные Великой Отечественной войне, созданные в драматичные дни военного времени.В них показан образ врага, но ярче всего представлен образ народа, сплотившегося для защиты Родины. Ведь в дело пошло оружие, пострашнее огнестрельного, — информационное и идеологическое, недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов, которые смогли подчинить свой талант главной цели – помочь советским людям сохранить любовь к Родине, умножить чувство собственного достоинства и изгнать «фашистскую нечисть» со своей земли!Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» 1941 г., из собрания Севастопольского художественного музея М. П. Крошицкого.Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников, в который входили Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай Соколов (1903–2000). Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий и имени. Художники работали всегда вместе, в этом и заключался феномен их коллективного творчества. Художники прошли всю войну до Берлина.Самый первый плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» был создан Кукрыниксами 22 июня 1941 года, а уже 24 июня его распечатали многотысячным тиражом. В нем Кукрыниксы соединили разномасштабные изображения, использовали противопоставление цветов в шрифте: призыв напечатан красным, слово «враг» - черным. В лаконичной, без «сюжетных излишеств», композиции художники изобразили Гитлера маленьким, мерзким, крысообразным существом, хищно прорывающим пакт о ненападении между СССР и Германией, но сгорбленным и сжавшимся перед ударом штыком гигантского красноармейца. Очень хорошо вычитывается коварство врага, его подлость и трусость, толкнувшая на нарушение пакта Молотова-Риббентропа, подписанного ещё в августе 1939 года. Плакат убеждал советских людей, что против них сражается хитрый, но трусливый враг, который не является непобедимым. В Европе был распространен образ врага-сверхчеловека, ужасного и страшного, а Кукрыниксы показали врага ничтожеством, над которым хотелось смеяться. А что было смешно, уже не было так страшно и все чаще вызывало ненависть! Подобное противопоставление должно было успокоить народ, уверить его в собственных силах, способности отразить удар. Ведь враг уже нас боится, а потому победа грядёт, более того – победа уже рядом. Кукрыниксы, успешно работая в карикатуре, во многом определили и развитие сатирического плаката.Иванов В. С. «Ты вернул нам жизнь!» 1945 г., бумага, гуашь, из собрания Донецкого республиканского художественного музея.Виктор Семёнович Иванов (11.11.1909-26.11.1968) - советский художник-график и живописец, плакатист. Родился в Москве в 1909 году.С 1926-1929 год учился в Московском Государственном техническом училище изобразительных искусств памяти 1905 года у Е. Якуба.В 1928-1929 годах занимался в студии Д. Кардовского.В 1929-1933 годах учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств в Ленинграде у Б. Дубровского-Эшке, Н. Радлова.В 1931 году Виктор Семенович начинает работать как художник-плакатист Изогиза. Он становится одним из ведущих мастеров советского плаката, в основном политического. В 1930-е годы является художником кино (студия «Межрабпомфильм», «Мосфильм»).С 1934 года участвует во всероссийских, всесоюзных и международных выставках.В 1941-1944 годах работает для редакции «Окна ТАСС».В 1940-е-1960-е годы Виктор Иванов исполняет политические плакаты, в том числе посвященные В. И. Ленину и борьбе за мир, а также иллюстрирует и оформляет книги для Воениздата. Является автором живописных и графических произведений.Виктор Семенович становится лауреатом Государственных премий СССР за серии плакатов (1946, 1949). Удостоен десяти Почетных дипломов на Международных выставках плаката в Италии (1948). В 1955 году получил звание Заслуженный деятель искусств РСФСР, а в 1958 году стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Награждён серебряной медалью Академии художеств СССР (1964), получил золотую медаль Академии художеств СССР (1967). Виктор Семенович является автором книги «Как создается плакат», (Москва, 1963) и ряда статей о советском политическом плакате и искусстве кино.Умер Виктор Семенович Иванов в 1968 году в Москве, а в 1970 году был награжден посмертно, Специальной премией, на Всесоюзном конкурсе политического плаката к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.Живописные работы и плакаты художника В. С. Иванова находятся в ведущих музеях Российской Федерации, а также во многих частных собраниях России, Великобритании, Германии и Франции.Советский политический плакат «ТЫ ВЕРНУЛ НАМ ЖИЗНЬ!», созданный художником В. С. Ивановым в 1945 году, – жизнеутверждающая работа, показывающая всю радость освобождённого народа, в образе женщины, обнимающей солдата. На плакате изображён солдат-освободитель с автоматом в руке, которого обнимает женщина. В этом тонко передана вся тревога пережитого на оккупированных территориях и весь трепет освобождения от фашистов советского народа. Безграничная радость жителей освобождённых территорий и благодарность воинам красноармейцам, избавившим их от ненавистных оккупантов.
Межрегиональный культурно – просветительский проект«ДОНБАССКИЙ ИЗОМАРАФОН «ПЛАКАТ - ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ». Саранск
В рамках межрегионального культурно – просветительского проекта «Донбасский изомарафон «Плакат - оружие Победы» Донецкого республиканского художественного музея, посвященного 80-летию со Дня освобождения Донбасса, мы продолжаем знакомить вас с плакатами, посвященными событиям Великой Отечественной войны из собрания Донецкого республиканского художественного музея и коллекции музеев - участников проекта.
Второй участник Донбасского изомарафона «Плакат – оружие Победы» Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Музей имеет статус особо ценного объекта национального и культурного достояния один из крупных культурных центров Республики Мордовия. За годы своей деятельности музей внес большой вклад в развитие культуры Мордовии, способствовал возрождения национального и культурного достояния народов Республики. Музей открылся как Мордовская республиканская картинная галерея имени Ф.В. Сычкова в 1960 году. В 1978 году галерея была реорганизована в музей изобразительных искусств, которому в 1995 году присвоено имя скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи.Основу фондового собрания музея составляют монографические коллекции классиков национальной художественной культуры: мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи и «певца радости бытия», выпускника Императорской академии художеств, живописца Федота Васильевича Сычкова. В настоящее время в музейной коллекции 16000 единиц хранения: русское искусство, современное отечественное, декоративо - прикладное, искусство художников Мордовии.За годы своей деятельности музей внес большой вклад в развитие культуры Мордовии, способствовал возрождению национального искусства и в настоящее время является одним из крупных культурных центров Поволжья и туристически привлекательным объектом Республики Мордовии.
Борис Ефимов. Помни о Нюрнберге, 1987. Бумага, тушь, гуашь, акварель. Из собрания Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.Ефимов Борис Ефимович (1900 -2008) (Борис Хаимович Фридлянд) -народный художник СССР, советский, российский и украинский художник-график, мастер политической карикатуры. Герой Социалистического Труда (1990). Народный художник СССР (1967). Лауреат Государственной премии СССР (1972) и двух Сталинских премий второй степени (1950, 1951).В 1966-1990 годах -главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». Автор политически злободневных карикатур на международные темы.В содружестве с В. Н. Дени, Д. С. Моором, Л. Г. Бродаты, М. М. Черемных, Кукрыниксами создал в мировой культуре уникальный феномен - «положительная сатира». В Великую Отечественную войну Борис Ефимов рисовал карикатуры на Третий Рейх и его союзников. После окончания войны был приглашён на Нюрнбергский процесс, там делал зарисовки с натуры и рисовал карикатуры на подсудимых.
Иванов В.С. Товарищ боец! Отвоевывай родную землю, освобождай родных людей! 1942, бумага акварель уголь тушь. Из коллекции Донецкого республиканского художественного музея.Плакаты времен Великой Отечественной войны отражали динамику развития военных действий. В 1941-1942 гг., когда вражеские войска захватывали города, было важно внушить уверенность в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты плакатов подчеркивали связь народа с армией, призывая уничтожить противника. Плакаты поднимали народ на защиту страны и такие плакаты называли оборонными. Главные задачи плаката – убедить зрителя поверить в свои силы, вдохновить его, повести за собой.Автор плаката «Товарищ боец! Отвоевывай родную землю, освобождай родных людей!» - Виктор Иванов - выдающийся советский плакатист, живописей, художник кино. Член Союза художников СССР, Член корреспондент АХ СССР. За свою жизнь создал более 300 работ на различные темы, многие из которых вошли в золотой фонд советского плаката.У этого плаката есть еще один автор - Ольга Бурова, жена художника Виктора Ивановна.Ольга Константиновна Бурова – советская художница – график, плакатист. Родилась 10 мая 1911 года, в Москве. Художественное образование Ольга Бурова получила в Училище памяти 1905 года, регулярно участвовала в различных выставках, посвященных плакатному и графическому искусству, член Союза художников СССР.Практически все плакаты Ольги Буровой выполнены художницей в равноправном соавторстве с мужем, художником Виктором Ивановым. Оригиналы и тиражные версии плакатов находятся в частных и государственных собраниях Российской Федерации, в том числе и в Донецком республиканском музее.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ДОНБАССКИЙ ИЗОМАРАФОН «ПЛАКАТ - ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ»
В календаре знаменательных и важных дат Донецкой Народной Республики особое место занимает День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, 80-летие которого мы торжественно отмечаем в наступившем 2023 году.Боевые действия, развернувшиеся на территории Донбасса летом и осенью 1943 года, стали переломным этапом не только в Великой Отечественной войне советского народа с гитлеровскими захватчиками, но и во Второй Мировой войне.После Донбасской операции гитлеровское командование было вынуждено окончательно отказаться от наступательной стратегии и перейти к обороне.День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков для всех жителей нашего края – особенный, важный день, когда с особой гордостью, трепетом и благодарностью мы вспоминаем и осознаем стойкость, силу и непобедимость Донбасса, наших дедов и прадедов.К 80 – летию освобождения Донбасса от немецко – фашистских захватчиков в Донецком республиканском музее стартует межрегиональный культурно – просветительский проект «Донбасский изомарафон «Плакат - оружие Победы».Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.Пропаганду и агитацию недаром назвали третьим фронтом Великой Отечественной войны. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны. Плакаты военного времени подняли пропагандистское искусство на небывалую высоту, ярко представив образ врага и образ народа, сплотившегося для защиты Родины.В течение всего 2023 года ежемесячно на сайте Донецкого республиканского художественного музея и в социальных сетях вашему вниманию будут представлены плакаты, посвященные событиям Великой Отечественной войны из собрания Донецкого республиканского художественного музея и коллекции участников проекта: музеев - субъектов Российской Федерации в рубрике «Донбасский изомарафон «Плакат - оружие Победы».Первый участник Донбасского изомарафона «Плакат - оружие Победы» Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей – заповедник.История музея ведет свой отсчет от музея древностей Костромской губернской учёной архивной комиссии (1891 - 1912 гг.) и Романовского музея (1913 – 1917 гг.) до Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея – заповедника (с 2005 года - по сегодняшний день). Музей включает головной музей в г. Костроме и 16 музеев – филиалов, расположенных по всей территории области в ее районных центрах – исторических городах и поселках. В фондах музея хранится более 500 тысяч музейных предметов.Огромная музейная коллекция, ставящая музей в один ряд с крупнейшими областными музеями страны, является наследием более десяти музеев, существовавших в Костроме и регионе в разное время и в разных зданиях.Наличие филиалов придает музею статус областного, а пять уникальных зданий – памятников истории и архитектуры (бывшее Дворянское собрание, Романовский музей; здание Пожарной каланчи, здание бывшей Гауптвахты и один из корпусов Рыбных рядов) делают музей одной из главных достопримечательностей областного центра, местом отдыха, развлечения и образования для всех поколений костромичей и туристов.Это живопись, графика, скульптура, изделия прикладного искусства, предметы нумизматики, археологии, этнографии, оружие, ткани, документы, культовые предметы, редкие книги.РЯБИКОВ А.И. «ФРОНТУ – ТЁПЛЫЕ ВЕЩИ». 1941 г., из собрания Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея – заповедник.Алексей Иванович Рябиков (1908–2000). Костромской художник, член союза художников России. Заслуженный работник культуры РСФСР, Лауреат премии Костромского обкома ВЛКСМ.Советский художник, график, плакатист; автор военных плакатов «Грудью на защиту родной Москвы» (1941) и «Фронту – тёплые вещи» (1941г).На территории Костромского края в годы Великой Отечественной войны не велось боевых действий. Костромичи работали на фабриках и заводах, в колхозах и эвакогоспиталях. Плакат Рябикова А.И. «Фронту – тёплые вещи» призывал костромичей к активному участию в сборе тёплых вещей для фронта (за годы войны было собрано 350 тыс. тёплых вещей).«...За последние дни на приемочный пункт Свердловского района поступило 967 теплых вещей, собранных населением для бойцов, командиров и политработников героической Красной Армии. Среди них - теплое белье, меховые полушубки, валенки, рукавицы, шапки и т.д. Коллективы отдельных предприятий и учреждений собрали для приобретения вещей 3750 рублей деньгами. Большую работу по сбору теплых вещей провела депутат Свердловского райсовета тов. Сиушева. Среди домохозяек Татарской слободы она собрала 68 различных теплых вещей и 225 рублей денег. Ею собрано 28 овчин, полушубков, шапки-ушанки, теплое белье... “Северная правда” 7 февраля 1942 год.ИВАНОВ В.С. НИКАКОЙ ПОЩАДЫ! 1941 г, бумага гуашь, из собрания Донецкого республиканского художественного музея.Виктор Семёнович Иванов (1909-1968) - советский художник-график и живописец, плакатист. Виктор Иванов родился 24 ноября 1909 года в Москве. С 1926 по 1929 год Виктор Иванов учился в "Училище памяти 1905 года", а с 1928 по 1929 год он одновременно с этим брал уроки живописи в художественной мастерской Дмитрия Кардовского.С 1941 по 1943 год художник работал в "Окнах ТАСС". Виктор Семёнович Иванов является автором многих знаменитых советских агитационных плакатов периода 1940-х и 1950-х годов. В 1955 году Виктор Семёнович Иванов за заслуги на художественном поприще был удостоен звания Заслуженного деятеля искусства в РСФСР.Виктор Иванович написал книгу «Как создается плакат», Москва, 1963, ряд статей о советском политическом плакате и искусстве кино. Выпускались марки с плакатами художника: «Наше знамя – знамя победы!», 1965, «На запад!», 1968.Живописные работы и плакаты художника В. С. Иванова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Российской государственной библиотеке, Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации, Центральном музее Великой Отечественной войны, Музее космонавтики и ракетной техники В. П. Глушко, Научной библиотеке Российской Академии художеств, Государственном музее политической истории России, Государственном музей – заповеднике «Ростовский Кремль», Самарском областном художественном музее имени А. Н. Радищева, Ярославском художественном музее, Угличском художественном музее, Военно-историческом музее Тихоокеанского флота, Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны, во многих частных собраниях России, Великобритании, Германии, Франции.#Плакат_оружие_Победы_ДРХМ #ДРХМ